ввв

...Мы бредем по этому полю и исчезаем в нем, по одному и группами, примятая нами трава расправляется, скрывая наши следы и «оставляя без последствий» наш долгий и почти бесцельный путь. Надо очень постараться, чтобы оставить в этом поле хоть какой-то след, чтобы другим было легче и удобнее идти и выбирать свою дорогу. Чтобы ничто не оставалось «без последствий», и самое хорошее, и самое плохое.

01.09.2017

Карельская сказка. Одиночный велопоход Сегежа – Беломорск. Август 2014 г. Часть 1

Пора побороть свою лень и начать рассказ о моём... не совсем походе, а маленьком путешествии в сказку. Или длинная прогулка, но не поход. Почему? Слово "поход" ассоциируется у меня с тяготами и преодолениями, коллективом, категориями, чётким планированием и прочими привычными атрибутами классического туризма. А для меня это была именно прогулка, пусть и более дальняя, более длительная, с открытием новых горизонтов. 
   Забегая вперёд скажу, что подробного отчёта с детальным описанием всего-всего не будет по двум причинам. Во-первых, дневник я писал лишь до первого дня (день приезда в Карелию я считаю нулевым, мне так удобней), а во-вторых – это является причиной первой причины :), я не смогу описать то, как я провёл основное время. Понимаете, это как сон, ты отчётливо помнишь всё, перед взором стоят все картины пережитого, но пересказать это нельзя. Нет, не потому, что не помнишь, а потому что нельзя описать качественно-количественно чувства. Это как радость, счастье, любовь – вы ощущаете это, помните, но кроме как словами "радость", "счастье" и "любовь" охарактеризовать не можете. Вот потому я последний раз взялся за дневник только второго ходового дня, но понял, что писать не могу. Так что уж не обессудьте. Фотографии многие неважные, прямо скажем, это следствие моей криворукости и некоторых обстоятельств, но об этом делее...




В начале повествования хочу выразить благодарность людям, которые способствовали осуществлению мероприятия. А именно форумчан Волгоградского велофорума: 
Tolibanych!!! – за предоставленный фотоаппарат 
incognito – за оперативный пошив качественных сумок – нарульной и внутрирамной, они ни разу не подвели меня. 
Артёму и Александру - жителям г.Сегежа, оказавших помощь и тёплый приём и других форумчан Сегежского форума за полезную информацию и суровый северный юмор.


Подготовка, муки выбора, медвежья боязнь

  Уже несколько лет я каждое лето собирался куда-нибудь съездить. Вначале в планах был Хопёр и Хопёрский заповедник, аж года три подряд собирался, как в том анекдоте:"В этом году я снова хочу в Париж...". То я хотел Волго-Ахтубинскую пойму исколесить, может ещё куда хотел, не помню. Но как всегда находились объективные причины. То семейные дела, то личная жизнь, то работа – всему необходимо уделить внимание и время. Но в этом году я сказал себе:"всё, баста! В этот раз пусть весь мир подождёт!". Собирались с Костей ехать в Крым, хотя на тот момент, кажется, зима-весна, мысли витали где-то в е...ях. Каких – я и сам не знал ещё. Но взвесив все "за" и "против", решил, что совместная лайтовая поездка по попсовым местам сойдёт для первого опыта, да и просто разумно это. 
    Однако, специфика моей работы с наложением неприятных чрезвычайных обстоятельств не позволили мне взять отпуск в нужное время и я как дурак остался в самую гнусную комариную пору в Волгограде, а Костя поехал наслаждаться красотами Крыма и прочими радостями свободного человека. 
Я же впал на некоторое время в тоску и уныние. Но безнадёга меня не смогла поглотить, я ехидно усмехнулся  бытию и сказал ему, что нет уж, дудки, я настроен ехать и я поеду. Неважно куда, непонятно в какой именно месяц, но – поеду. 
    И вот, составив хитрый план по облапошиванию начальства и сослуживцев (да что там, и семьи слегонца) и будучи уже уверенным в возможности отпуска (разве что, колебания начала его допускались в пределах недели) я стал готовиться к поездке. Стоп! А куда я вообще еду-то? Хм. Ну вроде как хочется лесов, рек, относительной глуши, отсутствия этих ваших гор... Стал катать вату, рассеянно листать всяческие отчёты... Сибирь... Сибирь большая и разная... Карелия... Карееелия... Карелия! Решено, едем в Карелию! 
    Дальше были сумбурные поиски приемлемого по разным параметрам маршрута. Очень сумбурные, вплоть до того, что точку старта я окончательно определил лишь за неделю до поезда, даже билет менял. Подумал, что у всего должна быть конечная цель, смысл и ориентир и в качестве этого я выбрал Белое море. Всё это рожалось не как у всех нормальных людей, я на ходу постигал картографию, таинства путей РЖД, свой навигатор и т.д., рассказывать долго и неинтересно по-трезвому, не буду тут писать. Отмечу лишь пару важных моментов. Возникли у меня вопросы по маршруту, которые по космоснимкам и картам однозначно разрешить было нельзя - вот тут и помогли сегежане. Заодно, запугали меня медведями и адскими непролазными дорогами. Начатое ими довершил я сам, полезши читать всякие вредные форумы и статьи про медведей и совершаемые ими массовые убийства. И что бы вы думали? Да-да, я, так жаждущий приключений начал не на шутку мандражировать! Апогеем самонакручивания стал момент, когда я уже чуть ли билеты не сдал и не начал искать новый, совершенно иной, маршрут. Иногда, в минуты оптимистичного помешательства воображение рисовало фотографии, где я гордо стою ногой на убитом рогатиной или импровизированным копьём медведе... 
  Здравый смысл побеждает панические настроения и подсказывает, что вероятность быть скальпированным нашим исконным бурым собутыльником ниже на порядок, нежели вероятность сломать шею, упав с велосипеда. Тем более, я собирался брать чистый легкоходный спирт, в случае чего –договорились бы. В конце концов, женатого человека сложно напугать. Но тут ещё сегежане не сдавались! В ход пошли волки и лоси – не вышло. Меня стращали гнусом! И опять неудача, тогда против меня пустили последнее оружие – лосиную вошь. Пффф, тщетно. И карелы поняли, что всё бестолку, приезд мой неотвратим и я был со всей широтой русской души приглашён на постой к Артёму на дачу. Я не мог отказаться конечно же, мы обменялись телефонами и потекли последние дни ожидания...


Дорога. Тёплый приём. Другой мир

  Вот и настал этот день. Суматошная укладка и перекладка барахла, волнительное чувство что вот наконец-то я куда-то еду. Сильно загодя приехал на вокзал, ведь я же никогда не ездил на поездах дальнего следования, все вот эти вот пути, головы и хвосты с платформами меня пугали (да и сейчас пугают), а надо ж ещё упаковаться и желательно сесть в свой поезд. По пути на вокзал стал накрапывать дождик и я чертыхнулся про себя. Нет, я в общем-то к дождям отношусь спокойно, но вы знаете это чувство раздражения и дискомфорта, когда ты только начинаешь мокнуть и думаешь, как этот дождик всё портит? Потом-то, когда уже добавляется кило-полтора воды в одежде, становится пофиг. Но в тот момент я подумал, что этот моросящий дождик лишь жалкое подобие того, к чему я должен быть готов в Карелии, потому представил, что мне приятно и удобно и вообще нефиг с начала самого унывать.

  Благо, на входе в вокзал оказались понимающие досмотрщики багажа, в рентген я забросил лишь связку из нарульной, подседельной сумок и заплечника, а внутрирамную отстёгивать не стал – просто расстегнул и показал охраннику. Кстати, вопреки ехидству закоренелых "баульщиков", затаскивать всё это в поезд не в пример проще, нежели баул, поскольку общий объём всё равно меньше, а вес меньше стандартного баула среднестатистического велотуриста. Всё состёгивается одной стропой и вешается на плечо при переноске.
      На мою удачу поезд Волгоград  Мурманск встал аккурат на первой платформе первого пути и далеко переться не пришлось. Так что было время спокойно расположиться, перекурить и перевести дух.



Да, при посадке в вагон выяснилось, что номер места в билете (я покупал в инете, на сайте РЖД) как бы не совсем соответствует тому, что я бронировал, вместо боковой нижней полки в середине вагона  верхняя купейная у толчка, кайф же! Согласен, сам дурак, не посмотрел перед оформлением. Такова Россия  расслабляться ни на минуту нельзя. Даже устроив такое благо, как удалённая безналичная покупка билета, РЖД устроила мне вот такой сюрприз.
     Впрочем, и там мне не суждено было усидеть. Половина вагона была занята тремя-четырьмя полносоставными семьями беженцев с Украины, я поменялся с кем-то и поселился таки в середине вагона сбоку.
  Понеслась! Целых двое суток увлекательнейшего путешествия в душном вагоне, при температуре воздуха далеко за тридцать... Чьи-то стенания, вездесущие дети, запах анакома, пирожки по полтиннику, три часа без туалета и прочий трэш  разве это не прекрасно?
  Но, как говорится "русские люди будут жить плохо, но не долго" и поезд когда-то приезжает. Я знал, что впереди меня ждут зелёные леса, ручьи, новые знакомства и море, Белое море. Что ж, ради этого пережить поездку в поезде совершенно необходимо. И вот, на смену проносящимся мимо жёлтым степям приходят вначале тенистые перелески, а потом они  леса. Настоящие, дремучие и бескрайние. И совсем скоро я буду по ним ехать.

  

И вот, долгожданная станция в городке с ласкающим слух названием Сегежа. Не знаю, почему-то наименования объектов во всяких азиатско-кавказских стилях, да простят меня поклонники Крыма и прочих южных республик бывшего СССР, мне не то, что неприятны, но как-то... чужими что ли звучат, отторгающе. А вот карельские, сибирские, вообще Русского севера – роднее и бередят душу. Ещё в детстве, в журнале "Рыболов-спортсмен", запало название из одного рассказа – Пелусозеро . И ещё иллюстрации соответствующие, безмятежные озёра в окружении молчаливых лесов, туман. Вот и Сегежа мне почему-то за одно только звучание уже полюбилась.
    Отвлёкся... так вот, Сегежа. Небольшой карельский городок на берегу огроменного Выгозера встретил меня жаркой и сухой погодой, ясным небом и приятным солнышком. Стоило мне выпрыгнуть из поезда, а меня уже ждёт Александр, готовый загружать меня с манатками и доставлять на берег уже другого озера – Большого Онигмаозера (если мне память не изменяет). Там загородная вилла у Артёма (Stoun), что пригласил меня на постой. Мой BMC всклянь вошёл в багажник короткой Нивы – распостранённого здесь автомобиля. Счастливые люди, в Волгограде и на Ниве-то не везде проедешь.



Быстренько сгоняли в магазин, купили всё необходимое для чаепития, нормального мужского чаепития и попилили по отличной трассе в сторону Надвоиц. По пути слушал рассказы Александра о местных достопримечательностях, о жизни, о многом другом. Если я правильно его понял и верно помню, человек поменял доходную работу на относительно спокойную жизнь в глубинке, что ж, хорошо понимаю, временами хочется того же... Вонючий суетливый город – страшная сила, "злая сила"©. Город, он как научно-технический прогресс – развитие одновременно и деградация. Чем развитей, цивилизованней мы становимся, тем менее походим на людей, хотя есть исключения и немало, но...
  Как же чудесно оказаться в тихом лесном дачном массиве, крайняя улица от живописного озера:




берёзы, сосны, даже впервые в жизни я увидел живую дикую белку:



да-да, если присмотреться, она там есть! Шустрая рыжая шельма, занятный зверёк.
    Тишина, почти полное отсутствие комаров, знакомимся с Артёмом. Александр и Артём по-карельски сурово, оценивающе и снисходительно смотрят, как бы говоря:"а ты думал в сказку попал?":



– Вот на этом вот велосипедике? Аха-ха!



Жаль, но с Александром мы прощаемся, у него дела. А вечерняя жизнь продолжает кипеть. Вот сосед Артёма выклеивает красивый фундамент для забора. Уж с чем, а с природным строительным материалом в Карелии проблем нету:



Кстати, в какой-то момент понял, что очень непривычен вид дачного ландшафта без фруктовых деревьев. Что поделать, климат не тот.
    Поев и закусив искупались, поплавали на лодке, любуясь диковинными для меня пейзажами:




заодно проверили местную самоловную снасть на живца, по типу нашей завозной или перемёта, только плавающую под поверхностью. И вот улов!




Карельские щучки живущие в коричневатой воде местных озёр буровато-янтарного оттенка, красавицы! Ещё, кажись окушка сняли. Всё это небольшое богатство было незамедлительно закопчено в новенькой коптильне Артёма:



получившееся яство, скажу я вам, описать невозможно! Этот вкус с дымком нежного мяса превосходен, ничего и близко похожего есть мне не приходилось. Но, "хороша каша, да мала чаша", эх...

Хозяин и собака, которая ест котов, даже породистые собаки на севере вынуждены быть суровыми:



   А чего стоит зрелище незаходящего солнца? В середине августа белые ночи уже закончились, но один фиг, когда купаясь, я вдруг спохватился, что сошёл с поезда около 18 часов, пока доехали, пока туды-сюды, отдыхаем уже не первый час, а солнышко – вот оно, висит над горизонтом приблизительно "на восьми часах" по-нашему, по-волгоградски! "А сколько времени сейчас?" – с удивлением спрашиваю, Артём, глянув на часы:"20 минут одиннадцатого". Со стороны я себя не видал в тот момент, но глаза мои видать были как у лемура, потому что Артём тихонько ржал. Да, разумеется я знал об этом, в советской школе же учился. Но одно дело просто знать это, представлять, а вот когда своими глазами увидишь, тут случается разрыв шаблона.




Соседи
   Долго мы ещё сидели, разговаривали, даже ходили на прогулку уже в глубоких сумерках. Надо сказать, что мой южный городской организм оказался сильно слабже поморского, изнурённый поездом, прогулку я уже осиливал с трудом. Но зато какое увлекательное приключение состоялось в виде поиска потерявшейся крышечки батарейного отсека фотоаппарата! Эта, будь она трижды проклята, крышечка капитально подпортила мне, надеюсь только мне, настроение. Причём, наряду с осознанием того факта, что я доломал чужую вещь, накатила грусть, что вот теперь я остался без фотика и придётся фоткать старой мобилкой.



  Такой насыщенный, богатый на впечатления и добрых людей вечер кончился. Пора спать, уже и солнце угомонилось. Завтра я ухожу в леса.





Комментариев нет:

Отправить комментарий